Поход начался для меня еще в конце марта. Я задумала подарить Даше тур на КБЖД. Железнодорожно-пеший. Я мониторила, есть ли жилье на станциях по КБЖД, выстраивала маршрут, сидя на работе: расписание матань и обычных электричек, парома, маршруток... Получалось, что матани - две. Иногда - три. Но из Слюдянки одна их постоянных матань выходит в 10 ч утра. На транспорте до Слюдянки к этому времени из Иркутска не добраться. Я заказала такси "Максим" на 30.04 на 7 часов утра от Дашиного дома. Купила билеты на матаню заранее. Ночевки - одна в Маритуе (найдена на авито) и одна в Порту (у Оксаны, уже были у нее).

По мере приближения похода конкретизировался состав тех, кто пойдет. Было долго неизвестно, пойдет ли с нами Гриша или он пойдет на Мунку. И пойдет ли Миша, было неясно.

Вот день настал, у мужчин все срослось, дети у бабушки и дедушки. Я нервничала: придет ли такси? Отлегло только тогда, когда такси подъехало к подъезду. Денег было недостаточно, пришлось занимать. таксист привез нас очень рано в Слюдянку. Мы купили угли, снеки, сигареты Мише. В Слюдянке очаровало убранство вокзала - с выставкой минералов и проекцией плавающих байкальских рыб. Но совершенно не очаровали бабки-уборщицы и двое охранников с миноискателем.

В Старую Ангасолку нас повезла новенькая автомотриса "Нерпочка". Мужики выпили пива еще в Слюдянке. До Ангасолки ехали 35 минут. В вагоне есть термос-чайник, мягкие сиденья, откидные столики как в самолете. Мы с Дашей умяли по бомббару. Становилось тепло. Первая поездка стоила 42 рубля с человека. Красивая кондуктор-метиска, молодые машинисты - "Нерпочка" нам очень понравилась. Что это, социальный проект?)

В Ангасолке посетили "офис" (секретный деревянный туалет поодаль от туристической тропы). В магазине никого не было. Туристов не было - для них еще рано. Из города еще не прибыли. В Ангасолке они появляются около 13 ч приходят с электрички с Темной Пади. А может, в Т.Пади в это время сезона грязно, и по склону не ходят.
А нет, туристы были. Тоже с матани слезли. Потому что тот самый стол был занят, который около лагеря.

Мы пошли дальше искать место для перекуса. Прошагали немного - остановились, у Миши "горели" стопы. Гриша нашел ему материал для того, чтобы вырезать и положить в кроссовки стельки. Оказывается, он был совсем без них.
Дело сделано, идем и ищем обеденное место. Прошли первые тоннельчики, прошли отворот на "Паруса". Многие пикниковые столы и скамьи были прогнившими, подожженными и рассохшимися. На Мишу первые мосты и тоннели произвели впечатления. Гриша с ним сходил полазить на заброшенную электростанцию на Хабартуе. А мы с Дашей надели шорты. Пора загорать!

Первые 10 км мы как-то медленно шли. Понятно - фотались, останавливались, любовались, читали таблички. Гриша подключил аудиогида. Чаячьи птичьи базары были на этом отрезке, тоннели с боковыми выходами очень понравились. "Иллюминационный зомби" - Дашин перл из первых тоннелей)))

Два моста на Шебартуе - знамениты по фоткам, а оказалось, что на разобранном пути мост не так просто перейти...Он разрушается. Мосты эти небольшие, на фотках кажется эпичнее. Около них есть еще одна электростанция. Шли и потягивали вискарик... Видели много, очень много желтых подснежников, бабочек-крапивниц, паучков-прыгунцов, оранжевых диких уток, мелких веселых птичек. Видели шикарные турбазы "Шарыжалгай" и "137-й км". Уже шли быстро. Определенно шло что-то неправильно: разве КБЖД - та дорога, по которой просто шпаришь, лишь бы быстрее добраться до некой точки?

Приближался вечер. Обед был - дошираки с тушенкой, бутеры... Надеялись на магазин в Маритуе. Что он там будет. Виски (кажется) выпили. К семи часам вечера мы дошли до Баклани на 129-м км.

Я читала про Баклань о том, что там всегда было одиноко, даже в золотые годы КБЖД. Ни школы, ни других социальных объектов. Баклань расположена в очень живописном месте. На станции мы посидели, выпили и перекусили крекерами. К нам подошла женщина, представилась Еленой, дала свой номер телефона для остановки на ночлег. Ночевка стоила 300 рублей. В здании бывшего полустанка. Елена граблями чистила свой участок от сухой травы - готовилась на следующий день принимать группу туристов. Высокая и стройная брюнетка с ресничками и тронутыми ботоксом губами. Мы двинулись дальше. Прошли квадратную галерею после Баклани. И тут у Гриши оказалась стёртой пятка... Сильно. Он не мог идти нормально дальше.

Поколебавшись несколько минут, мы решили возвращаться в Баклань, к этой Елене. Я испытывала досаду, что мы не прошли намеченного пути, что ночлег в Маритуе оплачен и не использован, что нужно маритуйскому хозяину все объяснять... ээээххх.

Ну, мы вернулись к Елене. В бывший станционный дом. В прошлом альпинистка-скалолазка, авантюрная натура Елена одинока. Дети выросли, старая мать умерла. И она, пенсионерка, занимается чем хочет. С мужиками знакомится, общается тут и там.

В домике три двухэтажных нары. Печь, стол, умывальник, плитка. Раньше в этом доме базировался альпинистский лагерь. На двери было написало росписью по ткани: "Добро пожаловать в Баклань!". Еще две комнаты - такие же, с нарами, были летними. Не отапливались. Кроме полустанка, по словам хозяйки, здесь был магазин и кинобудка. Дом большой, гораздо больше, чем кажется снаружи. Не ясно, Еленин ли это дом или арендованный. Она приехала сейчас, чтобы привести в порядок территорию перед заездом группы туристов (10 человек). В разговоре потом выяснилось, что это группа Сереги Михайлова, гида. И то, что он помогал при постройке нар, туалета, дровяника.

Наши парни приготовили дивное мясо. Оказалось, что Миша зашкерил бутылку виски. Это сделало наш вечер. Гриша надел тапки вместо ботинок, которые ему намозолили, и сразу повеселел. Хозяин Маритуйского домика согласился перенести нашу оплату на следующий раз.

Мы пили чай, грызли крекеры, ели вкуснейшее мясо, замаринованной Гришей и пожаренное Мишей. Угостили хозяйку. Мужчины ушли спать, уставшие и сытые. Уснула и Елена на верхней полке. Мы с Дашей попивали виски, укутавшись пледами. Ночь была очень теплая для начала мая. Потом перешли на чай. Слышали, как проскакал зайчик.Видели, как в сторону Порта проследовал грузовой поезд с несколькими вагонами. Видели, как светились льдинки, неслышно плывшие то вправо, то влево вдоль берега. Озеро было в полнейшем штиле. Было тепло - настоящее торжество победы весны над зимой. Я уснула довольно нетрезвой, не забыв снять линзы.

Было очень хорошо в Баклани. Хотелось туда еще раз вренуться - не именно в дом (он-то как раз довольно неряшлив и запущен), а в саму Баклань. Место прекрасное. Вечером было желание встретить рассвет, но мы проспали и желание, и рассвет.

На завтрак были макароны с тушёнкой. Блюдо на все времена, даже сейчас, сидя на работе, я его хочу. Хотя... Дома такие блюда не идут. Это походно-рабочее блюдо.

Утро омрачено находкой клеща у Миши. Гриша вытащил. Кстати, накануне, перекусывая в Баклани (еще не зная, что мы здесь останемся ночевать), с Миши стряхнули клеща, который только полз к цели. И не убили. Вот он до Миши и добрался.

Мы попрощались с хозяйкой дома и пошли дальше. У меня нещадно отекло лицо, просто ужас как некрасиво было это. Недалек была пристань "Мыс Колокольный, там находится база физиков-ядерщиков. Мы прошли 2-3 длинных тоннеля.

У Киркирея остановились на долгий привал, на обед. Конечно, Киркирей всех поражает. Нам встретился поезд "Нерпочка", высыпал народ. У нас спрашивали, откуда и как долго идем. Некоторые пассажиры обладали московским выговором и противной понтовитой рожей. Позже встретилась еще одна матаня - красненькая РЖД-шная. Тоже с туристами. Стояла на Киркирее подольше "Нерпочки". Машинист так гудел, сигналил, когда стоянка закончилась, а народ все фотал тоннели и баннеры... Он гудел матом! С помощью тепловоза! Прямо со словами и слогами))) Все сели, а мы остались, и машинист подумал, что мы из числа его пассажиров. Еще раз нетерпеливо гуднул. Мы демонстративно завалились на коврики. Мол, мы просто тут загораем. Он понял.

На Киркирее Даша нашла дикий каланхоэ, а немного раньше в лесу встретили ящерку. Миша ее поймал. Она была ярко-ярко зеленая. Изумрудная! Это ящерка из сказок Бажова. Я находила мелкую полевую породу "анютиных глазок". Кипятили воду, заливали термосы, валялись на солнышке.

Маритуй от Киркирея в 3-4 километрах. Выяснилось, что у Даши болит нога. Внешнее ребро стопы. Стелек не было не только у Миши, но и у нее.( Мы поменялись обувью, я надела старые, ходившие в Коты в 2018 году, дешевенькие кроссовки, а она - мои жесткие демисезонные. Они - то, что надо для ходьбы во щебню, шпалам и рельсам. Мне в Дашиных кроссовках показалось, что вполне нормально идти. Сначала показалось.

Маритуй встретил нас обилием заросших травой и кустами фундаментов. На склонах раньше было много зданий, а сейчас Маритуй напоминает расческу с обломанными зубцами. Или общипанного петуха. Вроде жив и даже готов бороться, но суть потеряна. В здании почты, как нам рассказала Елена из Баклани, должен быть магазинчик, только надо найти дом почтальона, чтобы он открыл лавку. И правда, в торце дома, который раньше был вокзальчиков, а потом стал почтой, жила древняя бабушка. Гриша завязал с нею диалог. Она застала славные времена Маритуя - видимо, 50-60-е. Сказала, что было 2 школы, депо и 500 человек населения. А осталось 20 с чем-то. Продавалась в почте всякая фигня: конфеты-сосатки, заварка, консервы, печенье. Хлеба не продавали. Ну, мы купили заварку.

И думали, что нам делать. Остаться в Маритуе? А что, у нас оплачено жилье и Даше больно идти. Уехать в Порт? Там есть магазины с едой и есть чем заняться, цивилизация... Уехать на матане из Маритуя или со следующей станции?
Решили пожарить мясо на ближайшем удобном месте с кострищем. Вроде помнилось по 2016 году, что было такое место у ближайшего после Маритуя тоннеля. А после обеда решили садиться на матаню на следующей после Маритуя станции (113-й км) и ехать в Порт.

Но ближайший тоннель оказался неблизко. Около него нет никакого места, напоминающего пикниковое. Только гарь и сухая травища. И мы пошли дальше. Гришина пятка была замотала лейкопластырем и не беспокоила его. Миша в самодельных стельках шел хорошо. Даша прихрамывала средним темпом (обычно с такой скоростью ходит Ваня). Я шла нормально. Пока еще.

Наконец мы нашли спуск к пляжику, где можно было пожарить мясо и посидеть.
И тут мне пришло в голову посмотреть в расписание матани.
Ближайшая к нас станция - "113-й км" - не имела остановки поездов.
Следующая после нее - станция Половинная на 110-м километре. А мы в тот момент находились на 115-м. То есть 2 часа до поезда оставалось и нужно было пройти 5 км. Жесть.

Миша пнул уже раскочегаренный мангал, и мы быстро собрались и пошли. Мужики были голодные и злые.

Мимо нас (точнее, мы мимо них) проплывали встроенные в естественный рельеф гладкие подпорные стенки. Мы следили за каждым километровым столбиком. Прошли мимо 113-го километра, о котором в расписании матани не было ничего, кроме прочерка. Да, когда-то там была пара домиков у тоннеля. Давно. Но не осталось даже платформы у путей.

Мы шли к глубоко вдающейся в сушу бухте Половинной. Я думала о том, как матаня небыстро, но приближается к нам сзади. Вспомнила Ванины школьные задачи на скорость сближения.

Половинная - очень красивое место. Речка, впадающая в Байкал, пересекается двумя мостами. Один - действующий, другой - пешеходный. Маленький паровоз-памятник на разобранном пути и столики для туристов. Пристань для туристических теплоходов. Рыбаки на речке Половинная и бабули, подошедшие на перрончик перекинуться словечком с машинистом. Нет того давящего шлейфа запустения, как в Маритуе.

А у нас варились макароны с тушенкой на горелке. Поезд прибыл и его стоянка - 20 минут. Мы поели чуть твердоватые, но такие вкусные макароны, допили последний вискарь.

Машинисты матани курили и общались с местными. Я взяла телефон у местного жителя Владимира, который сдает жилье. 500 рублей в сутки.

Мы потрапезничали и пошли в вагон. Это был вагон пассажирского поезда со спальными полками. Волшебство... Есть раковина с теплой водой. У проводника продаются чай и шоколадки. Проводник недовольна, что у нас заранее куплены билеты, потому что у них план по пассажирам. Просила больше так не делать.

В поезде я смотрела в окно на населенные пункты. Мне интересны люди, которые живут, несмотря ни на что, в таких местах. "Итальянскую стенку" я не увидела(

В зеркале отражалось натуральное пугало! Морда красная, как помидор, ядреное байкальское солнце покрасило в этот веселый цвет нас всех. Волосы в гульку, штаны колом стоят. Миша дремал на верхней полке, остальные смотрели фотки. Сойдя с матанина станции "Баранчик" (74-й км), мы зашли в магазин и потратили все-все, что было. Снова отправляли деньги по мобильному банку. Порт Байкал - царство налички. С покупками мы еле заползли по лестнице. У меня тоже заболела нога. Правая. Тоже ребро ступни. Теперь и я была в ряду хромоногих.

Хозяева турбазы нас ждали. За весну они достроили веранду, благоустроили еще пару комнат. Было тепло, уютно. Мужики дожарили оставшееся мясо. Оно промариновалось за два дня так, что больше чувствовалась мариновка, а не само мясо) В комнатах были книжки для постояльцев. Детективчики, детские журналы, любовные романы. Хозяйка Оксана работает в ДК библиотекарем.

Уснули мы рано. Планировалось, что на первом пароме в 6.40 мы переправимся в Листвянку и поедем в город. Конечно, в такую рань ни на какой паром мы не встали. Позавтракали, и мужики снова уснули. А мы поковыляли на галечный пляжик у причалов. Около ДК нам встретилась компания местных детей, которые просто играли в магазин. Продавали туристам красивые камешки. Беленькие, покрытые блестящим лаком для ногтей. Даша поменялась с ними на камушек, который был в ее кармане. Дети довольны - сделка состоялась. Им было по 7-9 лет.

На пляже я просто валялась и тупила в телефоне, пока он не сдох. Даша собирала белые и черные камешки для Артурика. Мы неплохо позагорали. Вернулись на турбазу. Мужики спали. Мы догрызли все свои припасы, обнаружили в кухоньке крупы, конфетки для постояльцев. Удобно. В следующий раз приеду к Оксане, подарю что-нибудь. Может, книги? Игрушки? Картину?

Скифы в Порт еще не приезжали.
Мы попрощались с КБЖД до скорого.
На пароме сменился персонал. Две Елены больше, кажется, не работают. Мобильным банком не расплатишься. Нам как раз хватило налички. Тика в тику. А на маршрутку налички не было.

Впереди была суета цивилизации. Прямо с причала "Рогатка" она и началась. Так как не было налички, мы поплелись в конец Листвянки к банкомату. Даша и я уже сильно хромали, шли совсем медленно. Рюкзаки стали легкими, все подъедено и выпито. Последний чай пили из термосов уже тут, в Листвянке. В любой непонятной ситуации наполняй термос.)

В Листвянке сильно обрушилась набережная. Лед и прибой крушат все гораздо быстрее и грубее, чем время.
Народу было очень много. Был понедельник 2 мая, нерабочий день. Туристы в шортиках, в красивых эффектных спортивных костюмах. Нет, это мы настоящие туристы)

Было то жарко, то холодно. Мы хорошо рассмотрели Листвянку. Ни разу я не ходила по населенному пункту так медленно) Видели спрятавшиеся за помпезными коттеджами старенькие домики. Я вспомнила, что до затопления ГЭС в Листвянке была еще одна улица вдоль берега. Мужчины предложили поесть позы - кто ж откажется)

Сидели на летней площадке кафешки-юрты. Почему-то салат из свежей капусты был особо прекрасен. То ли авитаминоз, то ли сокращение доли овощей в рационе из-за повышения цен на них так повлиял).

Оставалось пройти до банкоматов и стоянки маршруток совсем немного. И каково было мое (да и остальных ребят) удивление, когда мы никакого банкомата не обнаружили. Спросили у уличных продавцов, банкомат был в здании гостиницы за нерпинарием. О, еще километр... Для хромых лап то еще испытание. Мы с Дашей остались на автостанции, мужчины пошли в банкомат. Звонит Миша, и говорит, что Гриша потерял бумажник, не может найти. Просит прийти к банкомату. А мы уже мороженое едим на расслабончике.

Что ж, поползли мы к гостинице. Перегнали деньги на мою карточку. Сняли. Сели в маршрутку. Задремали. Уже в сумерках приехали в город. Доехали на троллейбусе (стоя) до Мухиной. Потом сели в до боли знакомый мне 454-й. Конечно, как всегда, маршрутка в Березовый была полная. Миша, несмотря на усталость, уступил сидячее место тетеньке. Видели семью, которая ходила в поход от Байкальского Барса в Шаманку. Здороваться не стали - фэйсом не вышли. Да ну нафиг с такой рожей знакомых встречать.

Дошли до Даши. Кот истосковался по компании настолько, что сгрыз детский резиновый тапок. Мы попили чай, поддержали кота морально и материально. Миша остался дома - завтра утром на работу. Гриша не отказался от пивка, и мы поехали в Хомутово. дети были довольны выходными, встретили (Ваня) с вопросами: по плану ли сходили? Возьмем ли его в такой поход?

Хромая нога беспокоила меня еще больше недели. Но это фигня)
Я прочитала три книги писателя Л. Бородина, который жил в Маритуе. "Год чуда и печали", "Гологор", "Третья правда". Все они мрачноватые, но интересные. В этом или в прошлом году я читала у Бородина еще "Повесть о любви, подвигах и преступлениях старшины Нефедова".

Закрылся ли гештальт по КБЖД?
Нет. Я не видела участок Порт Байкал - Половинная и загадочного 87-го километра, (о котором в желтопрессных фильмах говорят, что там что? Правильно, золото Колчака!!!) Мы не переночевали в Маритуе. Мы не ночевали в палатке. Я не видела Итальянскую стенку. Не залезла на "Паруса"... И фото, много фото! Гламурных, брутальных, яичных, странненьких...

Короче, с КБЖД еще не всё.

Только начало.